Советы автомобилистам. Почему не включается двигатель? Причины

20 марта 2020
Зачастую возникают ситуации, когда при провороте ключа в замке зажигания автомобилист вместо урчания мотора слышит только фыркающие звуки. Почему невозможно завести двигатель? Как снизить до минимума вероятность возникновения подобных ситуаций?

Оборвана низковольтная цепь

Мотор невозможно запустить, а при попытке провернуть коленвал движка амперметр показывает нулевой результат. 

  1. Причиной возникновения такой ситуации является обрыв в низковольтной цепи, для выявления которого понадобится переносная лампа. 
  2. Для устранения проблемы автомобилист, взяв переносную лампу (переноску), снимает распределительную крышку. Проворачивает коленвал до полного размыкания всех прерывательных контактов. Включает зажигательную систему и зажимом типа «крокодильчик» выполняет подключение к «массе» машины одного конца провода переноски. 
  3. Другой конец провода последовательно подключается к таким элементам, как прерывательный зажим, шина, пружина для рычажка, подвижный прерывательный контакт. 
  4. Если вышеперечисленные токонесущие элементы на прерывателе исправны, контакты надёжны, а стрелка октан-корректора установлена на нулевой отметке, то в месте подключения провода загорится переносная лампа. 
  5. Если в каком-то из подключаемых мест лампа не включилась, значит на подключаемом участке цепи обрыв. Устранение возможно только с выключенной зажигательной системой. 
  6. Неисправная катушка системы заменяется, впрочем, как и перегоревший элемент дополнительного сопротивления. 
Отметим, что при перегорании дополнительного сопротивления где-то в дороге сгоревший элемент временно можно заменить проволочной перемычкой (этого будет достаточно для того, чтобы добраться до ближайшей СТО). 
  • Проверка низковольтной цепи завершается диагностикой прерывательных контактов, каждый из которых должен быть чистым и хорошо прилегать друг к другу. 
  • Контакты со следами горения и эрозии зачищаются с помощью плоского надфиля, протираются вымытой в бензине замшей и затем сухой (без волокон) ветошью. 
  • После этого можно провернуть коленвал до полного замыкания всех прерывательных контактов, которые должны соприкасаться по всей поверхности. В противном случае необходимо сделать небольшой подгиб стойки с неподвижным контактом. 
  • Далее выполняется подключение одного конца провода на переносной лампе к поверхности неподвижного прерывательного контакта, а другого – к «массе» автомобиля. 
  • Включается зажигательная система. Если при этом лампа загорелась, значит оборван провод, предназначенный для соединения прерывательных контактов с «массой» (его нужно поменять) либо неисправны сами контакты.
Именно в такой последовательности выполняется поиск обрыва в любом участке низковольтной цепи от батареи до неподвижных прерывательных контактов.

Провод в цепи с низким вольтажом замкнул на «массу»

При невозможности завести мотор и уменьшении показаний амперметра на несколько ампер (проворачивание коленвала эти показания увеличить не может) возникают неисправности, связанные с замыканием на «массу» цепи с низким вольтажом. Такая ситуация может возникнуть из-за неразмыкающихся прерывательных контактов, вышедшего из строя конденсатора, замкнувшей «на массу» первичной обмотки в катушке зажигательной системы либо в дополнительном сопротивлении, замыкания проводов, протянутых от стартерных зажимов к катушке «на массу».

  1. Место, где замкнули «на массу» провода, автомобилисты определяют, воспользовавшись амперметром, с использованием метода исключений диагностируемых участков в цепи. 
  2. Проверка завершается определением неисправных элементов в низковольтной цепи, при котором амперметр показывает нулевой результат. Сначала выполняется проверка размыкания прерывательного контакта в момент проворота коленвала мотора. 
  3. Если ни один контакт не разомкнулся, выполняется корректировка его зазора, которая выполняется в следующей последовательности.
  4. Автомобилист при снятой распределительной крышке выполняет медленный проворот коленвала мотора, используя пусковую рукоятку. 
  5. Такие манипуляции необходимо делать, пока положение распределителя не будет соответствовать размыканию всех прерывательных контактов. 
  6. После этого можно плоским щупом делать проверку межконтактных зазоров.

Неотрегулированные зазоры корректируются в следующем порядке.

Водитель, предварительно сняв стопорный винт, посредством эксцентрикового винта сдвигает пластинку на неподвижном контакте (его стойке) либо отвёрткой, сдвинув саму стойку, устанавливает необходимый зазор. 

Затем стопорный винт вновь закрепляется и проверяется величина межконтактного зазора.При этом поверхность каждого контакта должна быть чистой, сухой и соприкасаться с поверхностями других контактов по всей площади. Следы загрязнений и окислений, появившиеся окалины снимаются с помощью плоского напильника (надфиля). 

Чистка выполняется в следующей последовательности

  1. Автомобилист рассоединяет подвижный контакт с неподвижным (при их полном замыкании) для образования небольшого зазора (чтобы в нём могло поместиться чистящее средство). 
  2. Зачистка выполняется поступательно-возвратным передвижением надфиля с соблюдением параллельности плоскостей. 
  3. Все вычищенные поверхности контактов обдуваются сильным воздушным потоком и протираются вымытой в бензине замшевой тканью.
  4. При всех нормальных межконтактных зазорах нужно выполнить проверку конденсатора. 
  5. Если в момент запуска мотора в межконтактном пространстве в прерывателе появляются искры, значит конденсатор находится в неисправном состоянии. Для проведения диагностики можно воспользоваться амперметром. 
  6. Все контакты размыкаются, конденсатор отключается, а водитель смотрит на шкалу прибора. 
  7. Если стрелка амперметра приблизилась к нулевой отметке, значит неисправный конденсатор нужно поменять.
Проверять пробой конденсатора можно при использовании переносной лампы. Необходимо найти между прерывательным зажимом, конденсатором и катушкой зажигательной системы провода, отключить их и подключить к переносной лампе, которая при неисправности конденсатора в момент запуска зажигательной системы загорится. 

Обнаруженный при передвижении на собственном автомобиле неисправный конденсатор не нужно сразу извлекать. Для начала можно только отключить его от зажима в прерывателе (автомобиль сможет доехать до ближайшей СТО). При подключении другого (исправного) конденсатора его провод подсоединяется к зажиму в катушке, а корпус – к «массе» автомобиля.

Конденсатор отключен, а стрелка амперметра переместилась на 2-4 А в сторону нулевой отметки

В данной ситуации конденсатор полностью исправен, а неполадка возникла из-за неисправного прерывателя. Если, несмотря на отключение конденсатора, амперметр указывает на разрядку, то необходимо проверить сам прерыватель (не возникло ли в нём замыкание). 
  1. Замкнуться на «массу» может соединяющий прерыватель с шиной провод, пружина, рычажок на подвижном контакте. 
  2. Разряжение может также произойти из-за того, что текстолитовая пята на рычажке подвижного контакта полностью износилась. 
  3. Необходимо вручную отклонить рычажок от кулачка. Амперметр показывает нулевой результат? Тогда необходимо заменить текстолитовую пятку. 
  4. Если с отключением прерывателя стрелка амперметра по-прежнему отклоняется на 2-4 А, то необходимо выполнить диагностику катушки зажигательной системы. 
  5. Проверка начинается с отключения провода от зажима в катушке зажигательной системы. 
  6. Показания амперметра остались прежними? Тогда неисправность возникла из-за первичной обмотки катушки зажигательной системы или дополнительного сопротивления. Скорее всего, замкнул на «массу» провод, соединяющий зажим катушки с контактной группой замка зажигания. При этом есть вероятность возникновения короткого замыкания, когда с включением зажигания стрелка амперметра показывает полную разрежённость. 
  7. Если с отключением провода от контактной группы сразу исчезает ток, значит провод замкнул на «массу». Замыкание можно устранить изолентой или заменой самого провода с учётом его изоляции и сечения.

Написать комментарий

Вверх