Как обслуживать автомобильный аккумулятор или как продлить жизнь аккумулятору

14 августа 2015

  • мотор автомобиля как работает аккумулятор

    Современные автомобильные аккумуляторные батареи могут служить годами, обеспечивая вашу машину электроэнергией. Однако для этого им необходим уход и своевременное обслуживание. О том, как правильно обслуживать аккумулятор, и что нужно для того чтобы он работал максимально долго, мы и поговорим в этой статье.

    Как работает АКБ

    Чтобы понять, как в батарее образуется электричество, рассмотрим процессы, происходящие в классическом кислотно-свинцовом аккумуляторе.

    Его рабочие элементы - минусовой пористый свинцовый электрод, плюсовой электрод из двуокиси свинца, а также электролит при подключении к клеммам нагрузки, вступают в химическую реакцию, сопровождающуюся образованием на минусовой пластине сульфата свинца, распадом электролита, и ускоренным движением заряженных частиц.

    Когда аккумулятор заряжается, происходит совершенно обратный процесс: на отрицательном электроде свинец восстанавливается, а на положительном регенерируется его диоксид. Плотность электролита при этом повышается.

    Типы аккумуляторных батарей по обслуживанию

    По обслуживанию АКБ принято делить на 4 группы:

    • обслуживаемые;
    • малообслуживаемые;
    • гибридные;
    • необслуживаемые.

    Обслуживаемые АКБ

    К этой группе относятся классические автомобильные источники питания, требующие систематического доливания дистиллированной воды (после 5-7 тыс. км пробега), а также регулярной подзарядки. У некоторых моделей предусмотрена даже замена рабочих пластин. При должном уходе такая батарея может служить вечно.

    Сегодня в продаже редко можно встретить обслуживаемые АКБ, да и стоят такие модели недешево. Как правило, они используются для спецтехники. К примеру, обслуживаемые аккумуляторы Varta нашли свое применение в сельскохозяйственных и строительных машинах.

    Малообслуживаемые АКБ

    Малообслуживаемые аккумуляторы – наиболее распространенный тип батарей. Это их мы чаще всего приобретаем для своих автомобилей, и нередко путаем с обслуживаемыми. Доливать электролит в такие источники питания нужно не чаще, чем через 25 тыс. км пробега, а заряжать – по мере разрядки.

    Гибридные АКБ

    Гибрид представляет собой тот же малообслуживаемый аккумулятор с повышенными рабочими характеристиками. Благодаря тому, что рабочие решетки у них изготовлены из разных металлических сплавов, их пусковой ток существенно выше, а ток саморазряда практически отсутствует.

    Обслуживаются гибридные батареи по аналогии с малообслуживаемыми.

    Необслуживаемые АКБ

    Что касается необслуживаемых аккумуляторов, то это новый сегмент электротехнической продукции, который вообще не предусматривает какого-либо вмешательства в их внутреннюю конструкцию. Корпус у них полностью герметичный, а новейшие технологии практически исключают закипание и испарение электролита. Однако, купив такую модель батареи, не стоит о ней забывать, так как обслуживать необслуживаемый аккумулятор все же необходимо. Нужно систематически осматривать его на предмет механических повреждений, ухаживать за клеммами, контролировать уровень заряда, и периодически заряжать.

    Что подразумевает обслуживание

    Продлить жизнь аккумулятору автомобиля, можно лишь ухаживая за ним и своевременно обслуживая.

    Уход и обслуживание АКБ в зависимости от ее типа может предусматривать несколько видов работ:

    1. систематический визуальный осмотр на предмет механических повреждений;
    2. проверка уровня электролита и заряда;
    3. долив электролита;
    4. зарядка.

    Как обслуживать гелевый аккумулятор

    Гелевые АКБ появились сравнительно недавно. Они имеют ряд неоспоримых преимуществ перед кислотными. В первую очередь это касается срока службы – их минимальный ресурс составляет 700 разрядно-зарядных циклов. Они очень устойчивы к минусовым температурам и физическому воздействию. Однако есть у них и некоторые недостатки. Во-первых, высокая цена, а во-вторых, они очень чувствительны к перезаряду.

    Самое главное в обслуживании гелевых батарей – не допустить превышения зарядного напряжения выше порогового, которое обычно составляет 14-14,4 В, и указывается производителями в руководстве пользования. Кроме того, зарядка таких АКБ должна осуществляться исключительно специальными зарядными устройствами для гелевых аккумуляторов.

    Как определить уровень электролита

    Проверка уровня электролита возможна лишь в обслуживаемых и малообслуживаемых АКБ. Осуществляется она достаточно просто. Нужно открутить пробку одной из банок, и опустить в нее тонкую стеклянную трубку. Она сразу же упрется в верхнюю сетку пластин. Вытянув трубку, необходимо замерить расстояние, на которое она покрылась электролитом. Если оно меньше 10 мм, необходимо долить в банку дистиллированную воду до нужного уровня. Замеры проводят во всех 6-ти банках.

    Как понять, что аккумулятор пора заряжать

    Своевременная подзарядка также способна продлить срок аккумулятору. Ни в коем случае нельзя допускать глубокой разрядки. В этом случае рабочие пластины моментально выходят из строя, а сама батарея перестает держать заряд.

    Посматривайте на панель приборов. Там есть отдельное окно, в котором отображается процесс зарядки АКБ от генератора. При малейшем отклонении от нормы, немедленно обращайтесь к электрику. Не ленитесь заглядывать под капот. Если у вас необслуживаемый аккумулятор, контролируйте его заряд, ориентируясь на индикатор. Его зеленый цвет обозначает, что батарея заряжена, черный – идет разрядка, а белый указывает на то, что АКБ разряжена полностью.

    Если же вы пользуетесь обслуживаемым аккумулятором, систематически проверяйте напряжение на клеммах автомобильным тестером в режиме вольтметра. Оно не должно быть ниже 12,5 В. Хотя бы раз в три месяца, и обязательно, готовя автомобиль к зиме, проверяйте плотность электролита в банках батареи. Это самый точный тест, определяющий ее работоспособность. Если ареометр покажет меньше 1,22 г/см. куб, поспешите зарядить АКБ.

    Как зарядить обслуживаемый аккумулятор

    Существует несколько методов зарядки аккумуляторных батарей:

    • зарядка при токе постоянной величины;
    • зарядка при напряжении постоянной величины;
    • автоматическая (комбинированная) зарядка.

    Внимание: перед началом зарядки необходимо открутить пробки всех банок!

    Метод постоянного тока

    Для зарядки методом постоянного тока АКБ подключают к зарядному устройству, и подают на него напряжение 16-16,3 В. Необходимую величину тока определяют, исходя из расчетного времени зарядки: для 20 часов – 1/20, для 10 часов – 1/10 емкости батареи.

    Метод постоянного напряжения

    Для зарядки методом постоянного напряжения, на клеммы аккумулятора подают 16-16,5 В. В самом начале процесса величина тока может достигать 50 А, половину из которых зарядное устройство автоматически «погасит», и зарядка будет происходить при номинальном токе 20-25 А. С увеличением заряда будет расти ток АКБ, пытаясь поравняться с током ЗУ, а к концу он упадет на ноль. Этим способом батарея заряжается полностью за 1-1,5 суток.

    Автоматическая зарядка

    Данный метод считается наиболее правильным. Он сочетает в себе два вышеописанных способа, однако для этого необходимо специальное автоматическое зарядное устройство.

    В самом начале зарядки на аккумулятор подается ток постоянной величины, равный 1/10 ее емкости. После того, как напряжение батареи возрастет до 14,6-14,8 В, устройство переключит режим, и станет заряжать напряжением постоянной величины с автоматическим уменьшением величины тока.

    Этот метод является и самым быстрым – среднестатистический обслуживаемый аккумулятор Bosch полностью заряжается за сутки.

    Если у вас возникают вопросы, касающиеся выбора, эксплуатации или обслуживания аккумуляторной батареи того или иного типа, обращайтесь к нам. Наши специалисты всегда помогут вам в этом.

    Вверх