Советы автомобилистам. Почему не включается двигатель? Причины
Зачастую возникают ситуации, когда при провороте ключа в замке зажигания автомобилист вместо урчания мотора слышит только фыркающие звуки. Почему невозможно завести двигатель? Как снизить до минимума вероятность возникновения подобных ситуаций?
Оборвана низковольтная цепь
Мотор невозможно запустить, а при попытке провернуть коленвал движка амперметр показывает нулевой результат.
- Причиной возникновения такой ситуации является обрыв в низковольтной цепи, для выявления которого понадобится переносная лампа.
- Для устранения проблемы автомобилист, взяв переносную лампу (переноску), снимает распределительную крышку. Проворачивает коленвал до полного размыкания всех прерывательных контактов. Включает зажигательную систему и зажимом типа «крокодильчик» выполняет подключение к «массе» машины одного конца провода переноски.
- Другой конец провода последовательно подключается к таким элементам, как прерывательный зажим, шина, пружина для рычажка, подвижный прерывательный контакт.
- Если вышеперечисленные токонесущие элементы на прерывателе исправны, контакты надёжны, а стрелка октан-корректора установлена на нулевой отметке, то в месте подключения провода загорится переносная лампа.
- Если в каком-то из подключаемых мест лампа не включилась, значит на подключаемом участке цепи обрыв. Устранение возможно только с выключенной зажигательной системой.
- Неисправная катушка системы заменяется, впрочем, как и перегоревший элемент дополнительного сопротивления.
Отметим, что при перегорании дополнительного сопротивления где-то в дороге сгоревший элемент временно можно заменить проволочной перемычкой (этого будет достаточно для того, чтобы добраться до ближайшей СТО).
- Проверка низковольтной цепи завершается диагностикой прерывательных контактов, каждый из которых должен быть чистым и хорошо прилегать друг к другу.
- Контакты со следами горения и эрозии зачищаются с помощью плоского надфиля, протираются вымытой в бензине замшей и затем сухой (без волокон) ветошью.
- После этого можно провернуть коленвал до полного замыкания всех прерывательных контактов, которые должны соприкасаться по всей поверхности. В противном случае необходимо сделать небольшой подгиб стойки с неподвижным контактом.
- Далее выполняется подключение одного конца провода на переносной лампе к поверхности неподвижного прерывательного контакта, а другого – к «массе» автомобиля.
- Включается зажигательная система. Если при этом лампа загорелась, значит оборван провод, предназначенный для соединения прерывательных контактов с «массой» (его нужно поменять) либо неисправны сами контакты.
Именно в такой последовательности выполняется поиск обрыва в любом участке низковольтной цепи от батареи до неподвижных прерывательных контактов.
Провод в цепи с низким вольтажом замкнул на «массу»
При невозможности завести мотор и уменьшении показаний амперметра на несколько ампер (проворачивание коленвала эти показания увеличить не может) возникают неисправности, связанные с замыканием на «массу» цепи с низким вольтажом. Такая ситуация может возникнуть из-за неразмыкающихся прерывательных контактов, вышедшего из строя конденсатора, замкнувшей «на массу» первичной обмотки в катушке зажигательной системы либо в дополнительном сопротивлении, замыкания проводов, протянутых от стартерных зажимов к катушке «на массу».
- Место, где замкнули «на массу» провода, автомобилисты определяют, воспользовавшись амперметром, с использованием метода исключений диагностируемых участков в цепи.
- Проверка завершается определением неисправных элементов в низковольтной цепи, при котором амперметр показывает нулевой результат. Сначала выполняется проверка размыкания прерывательного контакта в момент проворота коленвала мотора.
- Если ни один контакт не разомкнулся, выполняется корректировка его зазора, которая выполняется в следующей последовательности.
- Автомобилист при снятой распределительной крышке выполняет медленный проворот коленвала мотора, используя пусковую рукоятку.
- Такие манипуляции необходимо делать, пока положение распределителя не будет соответствовать размыканию всех прерывательных контактов.
- После этого можно плоским щупом делать проверку межконтактных зазоров.
Неотрегулированные зазоры корректируются в следующем порядке.
Водитель, предварительно сняв стопорный винт, посредством эксцентрикового винта сдвигает пластинку на неподвижном контакте (его стойке) либо отвёрткой, сдвинув саму стойку, устанавливает необходимый зазор.
Затем стопорный винт вновь закрепляется и проверяется величина межконтактного зазора.При этом поверхность каждого контакта должна быть чистой, сухой и соприкасаться с поверхностями других контактов по всей площади. Следы загрязнений и окислений, появившиеся окалины снимаются с помощью плоского напильника (надфиля).
Чистка выполняется в следующей последовательности
- Автомобилист рассоединяет подвижный контакт с неподвижным (при их полном замыкании) для образования небольшого зазора (чтобы в нём могло поместиться чистящее средство).
- Зачистка выполняется поступательно-возвратным передвижением надфиля с соблюдением параллельности плоскостей.
- Все вычищенные поверхности контактов обдуваются сильным воздушным потоком и протираются вымытой в бензине замшевой тканью.
- При всех нормальных межконтактных зазорах нужно выполнить проверку конденсатора.
- Если в момент запуска мотора в межконтактном пространстве в прерывателе появляются искры, значит конденсатор находится в неисправном состоянии. Для проведения диагностики можно воспользоваться амперметром.
- Все контакты размыкаются, конденсатор отключается, а водитель смотрит на шкалу прибора.
- Если стрелка амперметра приблизилась к нулевой отметке, значит неисправный конденсатор нужно поменять.
Проверять пробой конденсатора можно при использовании переносной лампы. Необходимо найти между прерывательным зажимом, конденсатором и катушкой зажигательной системы провода, отключить их и подключить к переносной лампе, которая при неисправности конденсатора в момент запуска зажигательной системы загорится.
Обнаруженный при передвижении на собственном автомобиле неисправный конденсатор не нужно сразу извлекать. Для начала можно только отключить его от зажима в прерывателе (автомобиль сможет доехать до ближайшей СТО). При подключении другого (исправного) конденсатора его провод подсоединяется к зажиму в катушке, а корпус – к «массе» автомобиля.
Конденсатор отключен, а стрелка амперметра переместилась на 2-4 А в сторону нулевой отметки
В данной ситуации конденсатор полностью исправен, а неполадка возникла из-за неисправного прерывателя. Если, несмотря на отключение конденсатора, амперметр указывает на разрядку, то необходимо проверить сам прерыватель (не возникло ли в нём замыкание).
- Замкнуться на «массу» может соединяющий прерыватель с шиной провод, пружина, рычажок на подвижном контакте.
- Разряжение может также произойти из-за того, что текстолитовая пята на рычажке подвижного контакта полностью износилась.
- Необходимо вручную отклонить рычажок от кулачка. Амперметр показывает нулевой результат? Тогда необходимо заменить текстолитовую пятку.
- Если с отключением прерывателя стрелка амперметра по-прежнему отклоняется на 2-4 А, то необходимо выполнить диагностику катушки зажигательной системы.
- Проверка начинается с отключения провода от зажима в катушке зажигательной системы.
- Показания амперметра остались прежними? Тогда неисправность возникла из-за первичной обмотки катушки зажигательной системы или дополнительного сопротивления. Скорее всего, замкнул на «массу» провод, соединяющий зажим катушки с контактной группой замка зажигания. При этом есть вероятность возникновения короткого замыкания, когда с включением зажигания стрелка амперметра показывает полную разрежённость.
- Если с отключением провода от контактной группы сразу исчезает ток, значит провод замкнул на «массу». Замыкание можно устранить изолентой или заменой самого провода с учётом его изоляции и сечения.